Полное руководство к игре mount and blade. Руководство и прохождение по "Mount & Blade. Эпоха турниров" Mount and blade warband выбор истории

24.01.2024 Windows 8

Здесь будут описаны прохождения всех квестов игры Mount and Blade (только оригинал, к аддону Варбенд скорее всего никогда не будет. Ибо лень-матушка).

Деревенские квесты

Их выдает староста деревни. Будьте осторожны, в версии 1.003 в случае отказа от квеста староста на вас обидится навсегда, так что ставьте патчи

1) Деревня собирается сеять зерно (судя по частоте этого квеста, урожай здесь снимают несколько раз в год, даже в районах Вейгирии, круглый год заваленных снегом), но вот зерна нет. Вам нужно сгонять в ближайший город или деревню и купить необходимое кол-во мешков с пшеницей. Награда - улучшение отношений. Совет: держите зерно про запас, иногда его долго искать.

2) В очередной раз разбойники угнали скот. Вам нужно сходить в какую-нибудь другую деревню и купить скот у старосты. Можно просто скот украсть, Джеремус не против. Пригоняете скот в деревню, чтоб бандитам было что угонять в следующий раз. Награда - улучшение отношений с деревней. Примечание: можно пригонять стадо по частям, сначала столько то коров, потом остатки.

3) Бандиты не дают покоя деревне. Вам нужно научить их драться. Чем лучше ваш навык обучения, тем быстрее идет обучение и при высоком навыке крестьян может быть два или три одновременно. Научив крестьян принимать удары палкой по голове ждем армию бандитов. Только убедитесь, что у вас есть своя армия, а то крестьяне забывают всю вашу учёбу.

4) Квест дается в таверне перепуганным крестьянином. Едете в указанную деревню и режете бандитов. Награда что в этом, что в предыдущем квесте - улучшение отношений и кой-какие припасы, либо, если откажетесь от припасов - увеличение уважаемости.

5) Если спросить у селянина как им живется, то иногда он скажет, что жить тяжело и попросит денег, обычно 300 динаров. Если ему их дать, то неплохо улучшаются отношения с деревней. Примечание: если с деревней высокие отношения, то кол-во призывников увеличиться и сами новобранцы будут не обычными рекрутами, а более сильными бойцами.

Квесты леди

Леди - это НПС, годами стоящая на одном месте в каком-нибудь замке.

1) Леди просит наказать лорда, распускающего о ней грязные слухи, что она спит с конюхом. Вы же должны спасти честь леди и... конюха. Приезжаете к обидчику и избиваете его до потери сознания на арене. Потом возвращаетесь к леди, забираете деньги. Теперь можно платить леди деньги и она улучшит отношение с каким-нибудь врагом. Каким образом она это делает, думайте сами.

2) У каждой леди есть муж, иногда он попадается в плен, тогда она просит спасти его. Приезжаете в замок, где томится муж, подкупаете стражника, заходите в темницу и отдаете пленнику свою одежду, как в терминаторе. Терминатор одевает вашу кольчужку и как можно быстрее едет к своей жене, пока не выросли рога. Вы же томитесь в заключении некоторое время, после звонка езжаете к леди и берете деньги. Добрый терминатор оставляет вашу одежду на выходе, когда вас выпустят, то стражи все вернут. Примечание: у некоторых леди два и более мужей и все леди без исключения спят с конюхами, а слухи чаще всего распускает король.

Квесты лорда

1) Квест с нервным человеком. Лорд просит помочь найти и убить человека который прячется у родственников где то в деревне. Едете в деревню, объезжаете или обходите вокруг все дома находите человека (называется "нервный человек", он единственный в деревне носит оружие) который стоит и типа прячется, говорите с ним. Стоит обычно за одним из домов. Причем есть такая фишка, что если нажать TAB до того, как убитый вами "Нервный человек" упадет на землю (т.е. в течение первой секунды), то задание будет считаться выполненным, а отношения с деревней не успеют ухудшится. Едете к Лорду за наградой. Если отказаться от денег, то растет уважение.

2) Квест на поимку лорда. Вы должны отправиться к врагу и захватить в плен лорда, учитывая вероятность взятия в плен лорда, квест не простой.

3) Квест на взятие пленных. Вы должны захватить указанное число пленных определенного типа. Лучше пленных держать про запас.

4) Обучение войск. Лорд дает вам несколько новобранцев, за три месяца вы должны сделать из них элиту. Лорда не волнует, что они могут погибнуть в ближайшем бою, так что нужно привести к нему столь солдат, сколько он дал изначально. Часто у вас уже есть нужные войска, можете отдать своих. Совет: отправляйте обученных воинов в замок, чтобы не гибли, когда наберете нужное число, ведите к лорду.

5) Квест на налоги. Одна местность посылает лорда очень далеко и не хочет платить налоги. У вас два варианта: снизить налоги и лорд обидится, либо оставить ставку прежней, побить крестьян палками и они все выплатят. Отношения с местностью очень сильно падают.

6) Сопроводить леди в город. Если у лорда есть жена, то значит он пройдет через необходимость предложить вам сопроводить ее в какой-нибудь город. Леди присоединяется к вам, но воевать не будет, просто езжайте в указанный город.

7) Поимка крестьян. Скоро очередной в этом году сбор урожая, а крестьяне естественно не хотят работать. Вам нужно поймать три синих группы крестьян. Подбегите к одной из них и скажите идти обратно, они пойдут назад. вы же идите к следующей. Но будьте осторожны, хитрые черти, стоит вам отойти подальше опять начинают сбегать, так что следите за ними. Если вернуться не все крестьяне, то лорд обидится и меньше заплатит. Спутники из-за этого квеста расстраиваются, бедняги.

8) Объявление войны. Надо разбить n-ное количество караванов указанного королевства обычно 2-3 . Награда - улучшение отношений с плохими лордами, а хорошие лорды на вас обижаются, так же начинается война с указанным королевством.

9) Передать компаньона на службу лорду. Просто передать компаньона (Лезалита и Фирентиса чаще всего) на службу лорду на неделю. Через неделю съездите к лорду и заберите своего человека. Часто компаньон раненый. Награда улучшение отношений с лордом.

10) Встретиться со шпионом. Вам говорят определенную фразу и город куда ехать. Пробираетесь в город (иногда стражи города вас узнают и вам приходиться с ними драться) и начинаете приставать с фразой лорда ко всем местным жителям. Один из них скажет вам ответ. Он и есть шпион. Едете к лорду и получаете награду.

11) Лорд просит вас выследить шпиона. Вам необходимо умение находить следы, или иметь в отряде непися с таким умением (Дешави, Борча). Езжайте по синему следу за синим отрядом. Шпион рано или поздно приедет к небольшому отряду. Начинаете с ними бой, берете себе турнирное копье и даете дробящее оружие спутникам, спешиваете кавалерию, даете приказ лучникам не стрелять и всем приказ использовать дробящее оружие. Хватаете двух шпионов живьем и везете их к лорду.

12) Лорд задолжал денег торговцу и просит его убить. Вы сразу окажетесь в проулке и убьете торговца. отношения с городом ухудшаются, спутники обижаются. Торговца можно отпустить, приказав ему не требовать больше денег с лорда. При этом отношения с лордом улучшаются чуть меньше, но увеличивается уважение (честь) игрока и отношение с городом (вроде бы).

13) Лорд просит вас осуществить интригу в стане врага. У вражеского короля хорошие отношения с одним из своих вассалов и вам нужно их испортить. Для этого вам нужно послать на осуществление этой самой интриги одного из своих воинов на верную смерть. Если вы сделаете это, то отношение с лордом-заказчиком улучшаются, а боевой дух отряда падает. Если же вы отказываетесь выполнить этот квест, то выбранный для этого задания юнит благодарит вас и клянется служить вам преданно до "самой смерти", боевой дух отряда возрастает, но отношения с лордом ухудшаются. Этот квест тоже может влиять на уважение (честь).

14) Выбить долги. Один лорд задолжал денег другому, вам нужно долг вернуть. Приезжаете к должнику и у вас три варианта: убедить, заплатить часть суммы или не забирать долг. Сначала советую убедить, сумма компенсации снизиться, можно попробовать убедить во второй раз, потом выплатить компенсацию и забрать сумму долга. Везите деньги лорду, он отдаст вам часть денег. Если вы вышли из фракции или вступили во враждебную фракцию, то квест закончиться, но лорд при встрече будет требовать денег. Кол-во попыток убеждения - величина случайная, иногда только 1 раз слушает, иногда 5 (не базируется на навыке, и первый случай и второй на навыке 10). При низком навыке лучше не пытаться - увеличится сумма, которую вы должны будете выплатить. Если должник ваш друг, то можно его уболтать в счёт дружбы, но отношения немного падают.

15) Квест на сопровождение лорда(если вы служите его королю). Лорд зовёт вас и требует минимальное кол-во солдат в вашей армии.Приходите к лорду,ходите с ним по карте.Он может вас просто отпустить,либо ввяжется в бой придётся ему помогать.Награда-улучшение отношений с лордом. Иногда этот лорд дает маршальские квесты (см. ниже).

Квесты маршала

Маршал - это не русский певец, а лорд, выбранный путем явных и гласных выборов. Хотя чаще всего маршалом является правитель фракции, но и вы можете им стать.

1) Привести коров. Маршал тоже хочет кушать, так что нужно привести ему стадо коров. Коров можно купить или украсть в соседних деревьях, только убедитесь, что маршал стоит на месте, а то гнать стадо через всю Кальрадию - не особо приятное удовольствие.

2) Разведка. Маршал отмечает на карте три вражеских местечка, нужно к ним подъехать и подождать появления надписи "... замечен", потом езжайте обратно. Иногда во время этого квеста поход заканчивается, но квест засчитывается.

3) Штурм замка. Тут просто - участвуйте в штурме вместе со всей армией. Но не расслабляйтесь, союзники дохнут, как тараканы от тапка, так что вся грязная работа на вас.

Иногда маршальские походы затягиваются, но при разгроме маршала или при выборах другого поход заканчивается, так же поход может окончиться после штурма вражеского города.

Квесты короля

Король - это король. Все его квесты идентичны квестам лордов, а в случае походов - маршалов. Только в начале игры, когда вы еще не вступили ни в какую фракцию, но уже более-менее известны, он может предложить стать вассалом. Приезжаете к королю, даете клятву и получаете деревню. Деревню король отбирает у лорда, который на вас сильно обижается. Примечание: если с лордом очень плохие отношения, то вас не пустят в замки, принадлежащие этому лорду. Если же отношения хорошие, то по вашей просьбе лорд будет следовать за вашей армии, а если он во вражеской армии, то может отпустить вас без боя. Еще примечание: иногда (правда очень редко) король может сидеть в тюрьме, тогда вам нужно пробраться в замок или город, поговорить надзирателем и сказать ему, что он уронил кошелек с деньгами на пол. Надзиратель, обрадованный вашей честностью, вас пропустит в темницу, где вы и приносить присягу. Если же король попал в плен, но пока не переведен в тюрьму (то есть тащится в качестве пленного у какого-нибудь лорда), то придется ждать, пока его не посадят в тюрьму, не выкупят или он не сбежит

Квесты самозванца

Самозванец - это претендент на трон. Найти его можно поговорив с путешественником. Всего их пять штук, каждый из них метит на место одного из пяти королей. Перед тем, как присягать будущему узурпатору убедитесь, что вы не служите ни какому королю, а то бастард откажется принимать присягу (но если вы хотите сместить своего сюзерена, то самозванец примет присягу). После присяги претендент на трон войдет в ваш отряд на правах спутника, но обижаться на вас не будет. Его можно будет приодеть, но одежду он не вернет. Квест заключается в следующем - нужно уничтожить фракцию путем захвата всех городов и уничтожения армий лорда. Можно подойти к лорду и предложить ему участвовать в востании, но некоторые лорды несовместимы друг с другом, будут отказываться. После захвата всех городов ищите армии всех недобитых лордов... После их уничтожения самозванец вас поблагодарит и станет королем, а все разбитые лорды войдут в эту фракцию. Стоит ли говорить, что некоторые вас любить не будут. И еще забыл: когда вы захватите город, то бастард вам предложит кому-нибудь отдать этот город: отдать узурпатору, забрать себе или отдать какому-нибудь лорду, к вам присоединившемуся. Но знайте: отдавая город одному, вы сильно ухудшаете отношения с другим. После квеста новоиспеченный король или королева или хан обычно предлагает вам стать маршалом.

Квесты караванщиков

Если вы видите караван, принадлежащий своей фракции, то можно предложить ему охрану. Просто едете за ним, а возле конечной остановки потребуйте у него плату.

Квесты гильдмастера

В каждом городе есть хорошо одетый мужик, он стоит на одном месте круглыми сутками, иногда его нужно долго искать.

1) Караван. Мастер гильдии попросит вас сопроводить караван. Выезжаете из города и видите небольшой отряд с синей надписью. Говорите ему ехать за вами и едете в пункт назначения. Возле нужного города поговорите с ним, чтобы получить плату.

2) Назойливые бандиты. Бандиты грабят караваны, разоряя мастера гильдии. Выезжаете из города и ищите синий квестовый отряд. Подъезжаете и убиваете всех, потом возвращайтесь к мастеру. Иногда отрядов несколько.

3) Выкуп. Дочку друга мастера похитили бандиты и требуют выкуп. Вам нужно приехать к пункту назначения, указанный мастером и поговорить с синим отрядом. Можно выкупить девченку, а можно всех банально перерезать и увести дочку домой.

4) Совместил два квеста: в одном нужно увести эль в таверну в другом городе, в другом нужно перегнать стадо коров. Ничего сложного, только коров есть нельзя. Примечание: некоторые не знают, как гнать стадо коров. После команды к движению стадо всегда движется от вас .
Поэтому можно просто направить его на путь истинный, а самому неспеша ехать сзади, только не пытаться объехать или обогнать стадо т.к. оно изменит направление..

5) Самый дорогой квест. Торговцам надоела война и они вам выдадут деньги, если вы поговорите с двумя лордами от противоположных сторон и убедите их не воевать. Лордов можно убедить словами, деньгами (первый лорд попросит 7000, второй 2 или 3 тысячи, сумму можно скостить), можно банально взять лордов в плен, что не просто. Награда 12000 денег и 10000 опыта, можно взять только опыт, ваше уважение вырастет. Если лорд ваш друг, то так же можно попытаться уболтать в счёт дружбы, но в случае успеха отношения падают очень сильно.

Огромное спасибо за помощь:

- STALKER MiTricH

- Griqvq[Грэгор]

- Славянизмо

- Turian

- Гы-мужик

- RUST333

Mount blade: как стать королем?

Mount Blade - компьютерная игра в средневековом стиле. Здесь можно ездить и сражаться на коне, завоевывать замки и даже становиться королями. Многие игроки мечтают стоять во главе замка, но, как стать королем в Mount Blade, знает не каждый.

Превращение в короля

Существует несколько способов получения статуса короля.

Способ 1 - Захват крепости

Если вы хотите стать королем в игре, то необходимо проделать несколько шагов, открыв консоль управления персонажем:

  1. Отказ от клятвы. Для того чтобы стать правителем, необходимо добровольно отказаться от клятвы, которую вы дали своему правителю.
  2. Права на трон. Для получения статуса короля необходимо иметь больше 30 прав на трон. Права можно получить, направляя своих напарников на разные земли с целью убеждения местного населения в том, что вы - король.
  3. Выбор соперника. Выбирайте самых слабых противников, что позволит вам быстро захватить их земли и получить заветный трон. Захватывайте как можно больше земель. Делается это для того, чтобы их очки доверия ушли в минус. После этого захватить земли у вас не составит труда. Таким образом вы получите большое количество очков и опыта.
  4. Советник. Немаловажным является и назначение советника, который будет вести все ваши дела. Данного героя можно выбрать из ваших союзников.
  5. Название королевству. Также не забудьте придумать название вашему новому королевству.
  6. Вассалы. Для того чтобы ваше государство окрепло, необходимо заручиться поддержкой нескольких вассалов (чем больше, тем лучше). Самый лучший вариант - это договариваться с вассалами, которые нападают на ваш замок. Пообещайте им золото или еще что-нибудь.

Способ 2 - женитьба

Если вы не хотите ни на кого нападать, можно пойти другим путем. Вам необходимо найти дочь короля и жениться на ней. Таким образом вы автоматически станете королем.

Для этого необходимо разузнать, где живет принцесса: ходите по тавернам и общайтесь с местными жителями. Кроме того, учите стихотворение - для того чтобы у принцессы сложилось хорошее мнение о вас.

Просто так встретиться с ней вам не удастся, это возможно только на празднике. После того как вы встретитесь с дамой, в ее городе будет надпись: «Нанести визит даме», но это не означает, что вы сразу попадете к ней. Вы встретитесь с няней, которая намекнет вам, что за принцессой ухаживает еще один кавалер. Вам необходимо вызвать его на дуэль. Только после этого вы сможете встретиться с дочерью короля.

Способ 3 - Property of Pendor

Кроме того, можно воспользоваться модом Property of Pendor (ссылка для скачивания - rusmnb.ru), собрать войско и захватить государство. Стоит отметит, что данный мод полностью меняет геймплей. Подходит он для более продвинутых игроков.

Установив данный мод, вы создадите своего героя, затем свое государство и пройдете путь от простого наемника и до короля.

Стоит отметить, что данный способ похож на первый, но в ходе игры открываются новые возможности.

Основы простейшего прохождения, или с чего начать (обобщённо по ВБ, ИГ и модам, дойдут руки - распишу отдельно на все стоящие моды. Игровой опыт - около сотни модов, так что сами решайте, читать Вам это или нет. Рекомендовано в основном новичкам, впервые севшим за МиБ).

НАЧАЛО ИГРЫ:
1) Если можно выбрать место рождения, выбираю Ханство, чтобы пораньше набрать именно конных воинов(или очень быстро в таковых вырастающих).Основное преимущество - скорость по карте. У себя качаю поиск пути.
2) Ищу ближайших лутеров (отряд 5-7 человек, моих столько же.) Если скорость хорошая, пленных беру, но немного. Если кто начинает нас догонять - распускаю пленных, а иногда и часть отряда, и выкидываю лишнее из инвентаря. Так растём несколько дней по местному времени.
3) Если есть сундуки, именно на этом этапе бегу к ним и подбираю бесхозное имущество (Тир, Номендаль,Люблинь, Ривачег - в зависимости от перевода и мода).
4) Пополняю окрепший отряд, перехожу на степных бндитов.Отбитых лошадей получше приберегаю. Продаю барахло, заодно подыскиваю по тавернам спутников. Снабжаю их сразу лошадьми(теми, заранее припасёнными). Первыми стараюсь найти Джеремуса, Марнида, Имиру, что даёт медицину и торговлю.
5) Ещё несколько игровых дней, часть воинов выращена до элиты. Численность - человек 15-20, скорость хорошая, первоначальный капитал сколочен. Покупаю специи и соль в ханстве, везу на побережье. Много товара никогда не беру, чтобы не догнали. В ИГ использую вьючную лошадь. Попутно иногда выполняю квесты.
6) На вырученные с торговли средства одеваемся. Первым одеваюсь сам и одеваю медика, и ставлю его в начало отряда, чтобы развивался.(При серьёзном сражении он в конце). Тренируемся на пиратах, с них и опыт и лут хорошие. Взамен погибших набираю ещё добровольцев, но не в первой попавшейся деревне, а езжу в ханство.
7) В итоге получаю отряд около сорока человек, средней и хорошей прокачанности. Уже с ним иду наниматься на службу.

СУНДУКИ (те что вспомнил):
Стоят на улицах. Содержат бесхозное добро.
В Тире- ехать через мостик от ворот и сразу налево. Потом свернуть направо, смотреть за куст в углу у стены.
Ривачег. Тоже налево, торчит из стога сена.
The Horde Lands - в локации Смерть дракона, в башне, под лестницей.
В Варбанде - в Люблинь
Троецарствие - в таверне.
Герои Кальрадии - на острове
В Пендоре 3.01 на ИГ - в Валонбрей и Рани.
Solid And Shade - под лестницей у фонтана в Зендаре
В The Wedding Dance - в императорском дворце

ПРИМЕНЯЕМАЯ ТАКТИКА:
Не первый год играю хергитами. Отряд сформирован из конных лучников-ветеранов, конных хергитов с копьями и тяжёлых рыцарей других государств. Их расположение меняю в списке отряда по необходимости перед боем. Тактик несколько, меняю в зависимости от ситуации.
1) Любимая, на ровной местности:
а) налетели в ровном поле с копьями, и всех смяли. Финал. (в основном против пехоты);
б) против пикенёров и алибарщиков. Лучников вперёд и обстреливаем, избегая сближения.
2) Если местность неровная:
а) при наличии оврага, лучников ставлю на своём берегу, отстреливают врагов по мере приближения. Остальные ждут у сундука. Когда остатки врага переправились, атакуем все вместе, причём копьеносцы, скача от сундука, успевают набрать достаточную для удара скорость. Иногда враги не идут в атаку, а поджидают на своей позиции. В этом случае переправляемся под прикрытием лучников, затем лучников на фланг, остальные атакуют единым строем;
б) при наличии реки, стараемся не лезть в неё, чтобы не потерять в воде скорость;
в) в горах. Если местность - сплошные скалы и горы, всех спешиваю, лучников ставлю повыше (пару раз не залезали обратно в седло по команде, возможно глюк). Оттуда отстреливают медленно ползущих на верх супостатов. Остальная часть войска прикрывает склон ниже, защищая лучников;
г) Если считаю местность неудобной для боя, отступаю табом, и тут же снова в бой. Местность будет другая.
3) Когда враг имеет много конницы, если успеваю делю войско на лучников и всех остальных. Лучники встречают стрелами, остальные атакуют с фланга, и кое как окружаем противника. Подоспевшие чуть позже из-за разницы в скорости лошадей тяжёлые всадники довершают разгром.
4) При осаде. Состав войск беру в других пропорциях, т.к. нет необходимости в копьеносцах. Лучники F1 под стенами, обстреливая их. Более бронированные F3.

P.S. Медиков и прочих спутников держу в конце отряда. Выше изложенное написал на основе ИГ и модов на ИГ.

Разница между играми существенная: в ИГ нельзя создать своё государство, это не предусмотрено игрой (можно только поддержать претендента или стать мятежником; если такая перспектива не нравится - существуют многочисленные , где это сделать возможно. В ВБ как раз нужно создавать своё государство, жениться или выйти замуж, хотя и не обязательно. Ещё там добавлена игра по сети. Если не нравится, как всё это реализовано - опять же выручат . Всё по существующим частям игры можно найти . Друг с другом части никак не связаны).

Путающимся в играх:
"Эпоха турниров" - это выпущенная компанией "1С" локализация оригинального Warband. Т.е это Warband, просто официально русифицированный. Последний выпущенный "1С" патч доводит игру до версии 1.153, хотя оригинальная английская перевалила уже за 1.166.
"Огнём и мечом" - это аддон студии "СiЧъ" к оригинальной игре Mount&Blade ("История героя" в локализации от "1С"), то есть выполнен он на первоначальном движке игры, включая версии 1.016 и 1.017, которым было присвоено обозначение "Золотое издание".
"Огнём и мечом. Великие битвы" - это версия аддона, выпущенная уже на движке Warband. Отличается лучшей стабильностью и некоторыми дополнительными возможностями. Последняя версия - 1.143.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Управление
    ГГ - так сокращённо именуют главного героя на форумах.
    WASD - управление движением. В модах могут быть и другие кнопки управления, на которые возложены прочие действия или команды отряду. Как правило это U, V, N, В
    ТАБ - покинуть местность (Иногда бывает не выйти из локации, нажмите ТАБ, иногда действует F, нажатое у края местности, в которой находитесь).
    F - взаимодействие с предметами и людьми.
    R - переключить вид (вернуть обратно - повторное нажатие).
    L - прочесть игровые сообщения, если они промелькнули очень быстро.
    " нажать пробел" - подпрыгнуть (если в локации); " нажать и задержать пробел" на глобальной карте - приостановить ход времени и отменить заданный пункт назначения.
    Shift в локации - приближение/отдаление камеры.
    Е - пинок
    С - окно персонажа
    Р - окно отряда
    I - инвентарь (в бою - заглянуть в сундук, он находится в точке появления ГГ)
    Нажатие и удержание левой кнопки - замахнуться оружием или натянуть тетиву лука
    Отпускание кнопки - удар, выстрел
    Правая кнопка мыши(зажать и держать) - блокировать наносимый главгерою удар. Ставить в направлении атаки.
    Левая кнопка мыши - атаковать с оружием
    Колёсико мыши - выбрать оружие
    Ctrl +Левая кнопка мыши - быстрое перекладывание предметов в инвентаре при торговле. Зажать клавишу и нажимать на всё, что нужно продать, предметы быстро переместятся к торговцу.
  • Рыцарский удар - особо сильный удар, наносимый только верхом и со скорости наконечником копья. В ИГ можно нанести любым копьём, копьё для нанесения удара опускается автоматически, как только лошадь достигнет нужной скорости.
    В ВБ - только кавалерийским копьём (под полосой жизни появляется кружок), скорость тоже нужна.
    Для ВБ есть два вида такого удара: ручной и автоматический.
    Ручной делается на скорости нажатием клавиши Х (ЛКМ при этом не нажимать).
    Автоматический - похож на удар из ИГ, но наносить его можно гораздо реже по времени (когда нельзя наносить, кружок под полосой жизни горит красным)
  • Минорные фракции
    На глобальной карте часто можно встретить охотников за головами. К ГГ они безразличны, но польза от фракции есть. В начале игры выгодно иногда присоединяться к их сражениям с разбойниками всех мастей, можно без риска набрать опыт и подзаработать.
    (В модах бывает много минорных фракций, и не все они дружелюбны).
  • Квесты
    С помощью квестов можно улучшать отношения и зарабатывать деньги. Начинающему ГГ проще всего доставлять письма. Имейте в виду, что отказ от квеста может привести к ухудшению отношений с предлагавшим его лордом. Впрочем, как и невыполненный. Подробнее о всех типах квестов в
  • Турниры
    Неплохой способ для начинающего ГГ посмотреть на сражение и попрактиковаться самому без риска для кошелька. Иногда можно даже заработать денег. Если опыта мало - лучше не делайте ставки, потеряете деньги.
  • Боевой дух
    Это настроение ваших воинов. Со временем он сам понижается. Когда совсем низкий, воины начнут дезертировать. Не водите огромные армии, так он понижается быстрее. Упавший - поднимайте разнообразием еды (некоторые продукты могут испортиться, проверяйте), и сражениями.
  • Караваны
    Поначалу их лучше не трогать. Любой караван принадлежит какому-либо государству, с которым совершенно невыгодно портить отношения (отношения упадут при ограблении). Когда ГГ состоит на службе у фракции, в период войны можно выгодно обобрать вражеские караваны. Прибыльнее потребовать с них денег, особенно если армия ГГ многочисленна.
  • Выборы маршала
    Если вас выбрали маршалом (нужна известность), не ждите, что все лорды прибегут под ваши знамёна. Чаще приходят те, с которыми у вас хорошие отношения (поэтому всегда когда есть время старайтесь их улучшать, берите квесты и посещайте праздники). Даже если в начатую вами военную компанию пришёл лорд с отрицательным к вам отношением - он не вступит в бой на вашей стороне.
    Если выбирают не вас - не упустите случай поднять отношения с одним из кандидатов, проголосовав за него.
  • Для чего нужны путники, посредники, претенденты
    Если из вашего отряда пропал НПС-спутник - расспросите путника в таверне, он знает, где кто находится.
    Посреднику продавайте пленных в диалоге. Старайтесь избавиться от них побыстрее, если их много - ваш отряд теряет скорость и вас могут догнать более сильные отряды.
    Претендента можно поддержать, если не решаетесь создать своё государство.
  • Разногласия
    Этот параметр может уменьшаться и увеличиваться. Если ГГ лорд фракции, при высоком показателе он может быть изгнан из неё. Высокий уровень разногласия влияет на получение почестей(вы не получаете наделы, не можете голосовать за себя на выборах маршала, и помогать лорды вам не будут(только преданные друзья), и обвинят в измене.

    Разногласия растут если:
    1) Часто проигрываете (когда вы в битве вместе с лордами своей фракции).
    2) Будучи маршалом пинаете ничего не делаете.
    3) Не выполняете указания своего маршала.
    4) Не в почете у других лордов своей фракции (имеете плохие отношения с ними).
    5) Спорите о наделах.

    Понижаются:
    При захвате замков, частых победах.

  • Цель игры
    Что вообще надо делать в игре?
    Развлекаться. Попробовать прожить там жизнь. Игра не имеет чёткой цели, разве что захватить всё на глобальной карте, самостоятельно, или поддержав любую фракцию.
    Начать надо с создания персонажа, формирования отряда (найма первых нескольких человек и НПС-спутников и их обучения), зарабатывания денег, поступления на службу к одной из фракций, дальше - истребление всех врагов до конца игры. Разговаривайте со всеми встречными, так больше узнаете.

ГГ И ЕГО ОТРЯД

  • здоровье и навыки
    Выбор при создании персонажа влияет на мелкие предметы и оружие, с которыми ГГ появится в игре. Развитие происходит за счёт получения опыта, который с каждым уровнем надо распределять по выбранному направлению. Опыт получают после сражений, за квесты.
    Здоровье во время боя восстановить нельзя (разве что в некоторых модах). Оно восстановится само с течением времени.
  • книги
    книги читаются через меню лагеря. Должен быть пункт "Предпринять действие". И книга в инвентаре, естественно. Причём именно та, которую можно прочесть.
    Есть книги, которые не нужно читать, их нужно возить с собой. Пока такая находится в инвентаре - они дают прибавку к навыку.
    Не всякую книгу можно сразу прочесть. Многие требуют прокачанного Интеллекта. После прочтения книгу можно продать, с навыком ничего не случится.

    НЕЧИТАБЕЛЬНЫЕ

    Большая книга хирургии

    Даёт: Хирургия +1

    Книга исцеления
    Требуется: постоянно держать книгу в инвентаре
    Даёт: Перевязка ран +1

    О работе с оружием
    Требуется: постоянно держать книгу в инвентаре
    Даёт: Обучение +1

    ЧИТАБЕЛЬНЫЕ

    Об исскусстве фехтования

    Даёт: Владение оружием +1

    Жизнеописание Аликсена Великого
    Требуется для прочтения: 7 Интеллект
    Даёт: Лидерство +1

    О делах военных
    Требуется для прочтения: 9 Интеллект
    Даёт: Тактика +1

    Сочинения по логике
    Требуется для прочтения: 10 Интеллект
    Даёт: Интеллект +1

    Трактат о ценности вещей
    Требуется для прочтения: 11 Интеллект
    Даёт: Торговля +1

    О науке механике
    Требуется для прочтения: 12 Интеллект
    Даёт: Инженерия +1

    Риторика к Гереннию
    Требуется для прочтения: 8 Интеллект
    Даёт: Убеждение +1

  • НПС и отряд
    (отношения НПС и лордов, боевой дух, повышения, размер армии)
    Не все НПС-спутники нравятся друг другу. Если набрать их много - ругань между ними обеспечена. Сильно прокачанный навык "Лидерство" препятствует их желанию покинуть отряд, но обычно проще подобрать несколько совместимых товарищей, а очки вкладывать во что-нибудь более необходимое.
    можно посмотреть характеристики и взаимоотношения НПС.
    отношения между спутниками и линейки войск всех фракций.
    Если воюете за кергитов - лучше набирать новобранцев-кергитов, иначе будет идти минус к морали, если вдруг набрали у свадов и началась война с ними (действительно для ВБ).

СОЗДАНИЕ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА (для ВБ)
Что нужно делать:

  • Запастись деньгами и прокачать армию, улучшить отношения возможно с большим количеством лордов. Поначалу наймитесь в любое государство, и воюйте на его стороне. Пойманных лордов отпускайте, отношения с ними увеличатся. Вероятность поимки вражеского лорда случайна. Чем больше битв - тем лучше, это увеличит вашу известность, а ГГ получит опыт.
  • Захватить замок или город (проще на окраине карты, меньше вероятность, что враги ринутся через всю карту его отбивать).
    Лучше сразу наметить такую цель, и потихоньку улучшать отношения с окрестными деревнями. Есть шанс, что так вам там дадут больше рекрутов, а они понадобятся для гарнизона. Хорошо сразу прийти с большой армией и всю её оставить в завоёванном имении как гарнизон, а самому с десятком всадников быстро добирать туда же рекрутов из окрестных селений. Лорды в основном смотрят на численность армий и гарнизонов, поэтому чтобы замок сразу не отбили, сажайте туда побольше народу. Иногда полезно держать там резерв, который можно брать в поход, когда это нужно. Пока воины сидят в гарнизоне, они требуют меньше жалования. Перед выплатой жалования полезно всё войско перевести временно в гарнизон, а потом забрать оттуда. В гарнизоне (кроме вашего резерва) располагайте особо сильных бойцов, и рыцарей и лучников, выше в списке. Так они появятся в начале боя. Ниже - полупрокачанный середнячок, в самый низ - кого попало для количества. В отряде на глобальной карте - делайте так же, медика ставьте в конец, так у него меньше шансов появиться на поле боя. Помните, что если его оглушат - навык медицины перестанет действовать для всего отряда. Вообще, хирургию лучше прокачивать у ГГ, снизится общая смертность, поскольку навыки ГГ действуют всегда.
  • Приобрести право на трон (для начала хватит 20, потом можно поднимать его)
    Данное право показывает шансы игрока стать правителем всей Кальрадии. Чем оно больше, тем выше вероятность завербовать в свою фракцию лордов. Совсем не обязательно, чтобы оно равнялось 100% на момент создания своего государства. Оно появляется постепенно, в результате совершённых игроком действий. Узнать точное значение в любой момент можно через меню игры. Это не обязательный параметр, когда начнёте захватывать много владений - лорды и так придут. Старайтесь чаще отпускать пойманных, это увеличит честь, а от неё зависят отношения с добропорядочными лордами.

    На что влияет право на трон:
    - на возможность жГГ уговорить мужа поднять бунт и основать свое королевство (надо больше 20);
    - на переманивание лордов стандартным путем (нужно больше 20 для upstanding-ов, больше 10 для pitiless)
    - на успешность просьбы стать лордом одной из фракций (надо меньше 30, короли не любят принимать на службу потенциальных конкурентов);
    - на то, пойдет ли лорд-перебежчик во фракцию к ГГ или к кому-то другому (надо 25, скрипт lord_find_alternative_faction);
    - в npc_decision_checklist_take_stand_on_issue, при решении лордов, за кого они голосуют (влияние минимально и этого нет в Нэйтиве);
    - увеличивает темп стремления к 0 боевого духа фракционных войск (slot_faction_morale_of_player_troops, сам скрипт выполняется в simple_triggers).
    Влияния на принятие дипломатических решений войны/мира не обнаружено.
    Признание королей в Нэйтиве ни на что не влияет. Все, что вы получаете - это +10 права на трон. Больше нигде ваше признание не учитывается. Вообще. Совсем.

    Повышает право на трон:
    1 Выполнение заданий компаньонов.
    2 Признание государства ГГ другим правителем (надо посылать посла к тому монарху, с которым отношения выше).
    3 Вербовка лордов:
    Можно попробовать убедить присоединиться к фракции ГГ.
    (для этого понадобится право на трон сколько есть, свободные земли, хорошие отношения с вербуемым лордом, и крупная армия за спиной, лорды смотрят на её количество. Пару деревень всегда держите нерозданными, для привлечения новых лордов. Говорить лучше с теми лордами, которые недовольны своим королём и положением дел в государстве)
    Назначить из числа своих спутников
    4 Заключение мирного договора
    5 Желательно жениться/выйти замуж, супруг (а) - бесплатный верный компаньон.
    Подробнее о свадьбе:

    Как всегда, тут важны положительные отношения. Захватывая любой замок, заглядывайте сразу по окончании битвы в зал. Как правило, несколько дам там стоят. Поговорите с каждой и всех отпускайте, это помогает поднять отношения. Когда надумаете жениться - будет легче. Выучите стихи у бардов в тавернах. Лучше запишите их себе. Те же барды могут рассказать о возможных невестах. Знакомиться лучше всего во время проведения праздников, леди стоят в зале. Если даме не скучно ваше общество, она не будет торопиться закончить беседу. Это верный знак, что можно продолжать отношения с ней. Если в городе во время объявленного лордом праздника проводится турнир - выиграйте его и потом зайдите к даме. Скажите, что посвящаете ей вашу победу.(Если никак не можете выиграть, можно обойтись и без турнира). Следующий этап ухаживания за дамой лучше всего начинать с установления дружеских отношений с её отцом. Желательно брать у него квесты и помогать ему в сражениях до отношений +20 или +25. У вас к этому времени должна быть известность и хоть какой-нибудь замок. Одновременно с этим не забывайте ходить к даме на свидания и читать ей стихи, она сама будет вас звать время от времени. (Если вы суровый моралист, можете сначала попросить согласия отца, а потом уже ходить на свидания, но не забывайте сначала установить с ним положительные отношения).
    Когда отношения с невестой будут около +30, можно просить её её руки. Понадобится приданое. Его надо будет в диалоге отдать отцу невесты, и он на несколько дней пропадёт. Вам позже пришлют приглашение явиться в замок отца на церемонию, после которой вы считаетесь официально женатыми. Жена переместится в ваш замок.
    Если с отцом вообще ничего не получается, можно обойтись без его согласия, но это сильно испортит отношения со многими лордами, а возможно и с женой. Лучше этого не делать.

  • Дать вассалам наделы (если не сделать этого быстро, отношения с ними начнут падать).
    Первым делом определитесь со столицей. Желательно чтобы ею стал город, чуть подальше от окраины (всё время придётся туда бегать). Столицу можно переносить.
    Чтобы дать вассалу надел, зайдите в зал лорда в столице, и выберите там кого-либо в советники. Лучше всего - супругу(а), поскольку полезными для боя навыками не обладает, а прокачивать долго. Если её нет - подойдёт любой НПС из отряда, даже ворчащий, с должности он никуда не денется. Избегайте назначать советником местного гражданина, он глючен. Далее все вопросы по части наделов и политики решаются в диалоге с советником.

    Если с вассалами падают отношения:
    1 Посещайте праздники. И сами устраивайте.
    (пользуйтесь приглашениями лордов, а чтобы устроить праздник - обратитесь к жене)
    2 Отношения можно поднять с любым лордом, дав им денег через Леди (стоят во многих замках и городах в покоях лордов)
    3 Дать им надел (можно не один)
    Кстати, давая кому-то из лордов землю - имейте в виду, многие из остальных обидятся, поскольку дали ему а не им. Есть такие лорды, которым сколько не давай - им всё равно мало. В итоге отношения с ними всё время портятся. Однажды они могут убежать к врагам, прихватив с собой замок. Давайте таким только деревни, деревня не отделима. Или не давайте им вовсе. Когда дела вашего государства заметно улучшатся - вассалы сами к вам побегут.
    4 Послать подарок. Подходят не все товары, будьте внимательны.

  • Строительство предприятий и неэффективный сбор налогов
    В любом городе можно построить предприятия. Это не обязательно, но может немного увеличить ваш доход, хотя огромную армию так всё равно не прокормите. Главное - не стойте всюду однотипно, иначе столкнётесь с дефицитом или дороговизной сырья. Сырьё можете покупать, где выгодно, напремер зерно для пивоварни лучше искать где подешевле в деревнях. Многочисленные предприятия отнимают изрядно времени, поскольку часто требуют внимания, не останется времени на войну и квесты.
    Для более выгодной покупки сырья или товаров, что для производств, что для торговли, рекомендуется повышать отношения с городом, в котором часто покупаете.

    Иногда получая прибыль от владений,появляется такой неприятный коофициент, как "потери от неэффективного налогообложения".
    И часто это весьма значительная сумма. Это не что иное как недополучение налога, когда у игрока много недвижимости. Начинает возникать при владении более чем одним городом или замком - на высоком уровне сложности, тремя городами или замками на среднем или пятью городами или замками на низком. Чем больше замков или городов, тем больше будет эта сумма, в процентном отношении она колеблется от 5% до 3% на каждое владение.

Поля сражений Кальрадии вновь взрыхляют сотни подкованных копыт; рыцарские пики повергают врагов ниц; клинки поют звонкую песнь стали; прекрасные дамы славят победителя турнира, а гордые лорды в сверкающих доспехах склоняют голову перед новым королем!

Но ныне мы не одиноки, и сыновья Кальрадии могут встретиться в боях лицом к лицу - чтобы раз за разом выяснять, чей топор больней рубит, чей конь быстрей скачет и чей шлем звонче гремит...

Если вы не играли в первую часть, то знайте, что пропустили мимо глаз, ушей и кнопок мыши весьма любопытную игру. Недаром в списке похожих проектов стоят «Корсары» и GTA - Mount & Blade великолепный образчик эпической игры со свободным игровым процессом. Сначала, как в хорошей ролевке, мы создаем персонажа, его внешность, характеристики и предысторию. А затем верхом на рыцарском коне въезжаем в вымышленный средневековый мир, лишенный религии и магии, без церквей и орков с эльфами. Здесь мы сражаемся, угоняем скот, служим короне, набираем рекрутов и становимся настоящим феодалом. И главное - это первая игра, где реалистично и подробно проработана верховая езда!

Что нового принес ты, путник?

С первого взгляда и не заметишь, что появилось нового, кроме строчки «многопользовательский режим» в меню. Почти та же угловатая графика, тот же верный скакун под седлом, те же бесстрашные грабители, выходящие наперерез нашему отряду...

«Эпоха турниров » отличается чертами всех лучших самобытных проектов - игра малобюджетна, и разработчики сосредоточились на игровом процессе, не рискуя испортить попону своих скакунов излишней геральдикой, а женщин Кальрадии - кольчужно-кружевными топиками. Хоть в итоге игра и похожа с виду на дополнение, внимательный игрок найдет в ней целую горсточку изюму.

Новая ролевая система позволит стать правителем собственного королевства, даровать земли и замки своим последователям и принимать благородных рыцарей в качестве вассалов. Если ваше альтер эго в игре - мужчина, вы сможете добиться руки прекрасной леди. Женщина-игрок вольна соблазнить и затащить под венец одного из неженатых лордов. Дипломатия фракций стала более разветвленной, можно угрожать, подкупать и обманывать.

Новая боевая система хаотичнее и динамичнее старой. Нас ждут парирования, блоки оружием и смена направления удара. Теперь можно пользоваться метательным оружием в ближнем бою и подбирать любые использованные снаряды. AI напряг свои электронные мозги и стал чуточку грамотнее вести себя в бою. Солдаты не стесняются окружать и давить числом, а в случае большой опасности - доблестно показать сверкающие пятки.

Ну а главное украшение нашего средневекового стола - возможность навешать ближнему своему в многопользовательском режиме, молоточком там или алебардой... Официально в конных побоищах могут столкнуться до 64 игроков, но модификации творят маленькие чудеса, и на некоторых серверах число участников кровавого «банкета» достигает 128 человек.

Картинку приодели в технологии HDR и FSAA, персонажей, броню и оружие прорисовали тщательнее, разномастное «дрыгоножество и рукомашество» обновили. Трава стала гуще, а закаты - краше. И при всем при этом в игре сохранились невысокие системные требования; даже на слабых машинах можно участвовать в сетевых побоищах. Главное, чтобы пинг хороший был!

К пяти знакомым державам на глобальной карте примкнула шестая, Сарранидский султанат , причем тонко и деликатно, не внеся почти никаких изменений. Живут сарранидцы в оазисах среди пустыни, как и кочевники-кергиты, предпочитают конные войска. Досадно, но ни одного верблюда увидеть нам не довелось.

Королевство на острие копья

От своего побратима - «Огнем и мечом » - игра отличается не в лучшую сторону. Осмысленной кампании в ней как не было, так и не появилось. О да, квестов стало больше, а дипломатия - разветвленнее и сложнее, хотим - женимся, хотим - свое королевство завоюем. Но где, простите, сюжет?! В тех же «Космических рейнджерах » мы могли грабить или торговать в свое удовольствие, но параллельно шла война, можно было разгадать загадку клисан или доминаторов, а то и незамысловато их уничтожить. Шло время, менялись технологии, чувствовалось какое-то развитие и приближалась развязка...

А Кальрадия застыла в безвременье - государства иногда воюют меж собой, замки меняют хозяев, принцессы находят себе мужей, а деревни полыхают, подожженные налетчиками. Но глобально ничего не меняется. Помните вялость противоборствующих сторон в Dawn of War: Soulstorm ? Если самому ни на кого не нападать, а только прощелкивать ходы, то геополитическая ситуация не изменится ни на йоту. Одна-две провинции переходят из рук в руки, как мячики, и все! Мир не интерактивен, он ждет игрока, как невеста в первую брачную ночь, а на самостоятельные действия не способен.

Монголы не вторгаются, крестовые походы не объявляют, не вымирают от чумы города, еретики не поднимают головы, никто не изобретает книгопечатанье... Стоячее болото, дамы и господа! Но тем не менее дыхание средневековья в игре чувствуется. Грязное, дикое и жестокое время, когда жизнь крестьянина не стоила и ломаного геллера, когда считались только с мнением феодала, и то если за ним многозначительно ощетинивается мечами, стрелами и пиками вооруженный отряд. Когда этого феодала сложно было отличить от главаря бандитской шайки...

В этом мире положение в обществе можно завоевать только с оружием в руках. Закончив гонять разбойников и жечь караваны, наше альтер эго выходит на политическую арену. Влиять на ситуацию можно прямо - помогая заключать перемирия или штурмуя замки нейтральных государств - или косвенно, выдвигая ложные обвинения, вызывая на поединки, выкрадывая пленников. Можно управлять своими владениями или заключить династический брак.

Впоследствии, если хотите, можете стать маршалом и правой рукой короля - любого. Можете лично захватить трон и объединить под своей рукой всю Кальрадию, раздавая земли и замки верным вассалам. И тогда считайте, что для вас игра пройдена.

Теперь мы - банда!

Главное новшество игры - возможность сразиться с живым противником. Если поведение противника непредсказуемо, в ход идут нешаблонные решения! Но никакой вам глобальной карты, ролевых элементов или управления небольшими отрядами, ни-ни. Можно подобрать себе внешность и герб, а далее - только бескомпромиссный бой!

Что такое дружба народов? Это когда свадийцы, сарранидцы, норды и кергиты идут бить родоков!

В списке серверов мы выбираем один из семи режимов боя. Загрузившись - класс, затем на фиксированную сумму закупаем экипировку, и с началом следующего раунда стартует бой.

Режимов много, но культурную ценность из них представляют только три. «Битва » и «Найтииуничтожить » хороши тем, что игроки получают одну жизнь на раунд боя и действуют осторожно. «Осада » привлекает внимание тем, что от штурмующих требуются слаженные действия. Все прочие режимы игры превращаются в бесконечную кровавую потасовку. Порой драка идет даже на «безопасных» точках возрождения между только что появившимися игроками!

Координировать усилия с союзниками почти невозможно - нет ни голосового чата, ни мини-карты, ни разбивки по отрядам. При осаде вообще непонятно, что творится на поле боя. Да, это приближено к реальности, но штурмовать, право слово, неудобно. Состав команды тоже нельзя посмотреть. Когда в Team Fortress 2 я вижу, что у нас в команде не хватает медика или инженера, то откладываю любимый огнемет и беру в руки шприц или разводной ключ. А в «Эпохе турниров» приходится гадать, не слишком ли много лучников на нашей стороне и не пора ли пойти в поле копейщиком...

Разработчики выполнили свое обещание и переработали боевую систему, сделав полезными и эффективными различные классы - не только всадников, но и пехотинцев и лучников. Отличие между ними только в предложенном к закупке обмундировании. Лошади доступны только всадникам, лучникам не досталось тяжелых доспехов, зато у них широкий выбор стрелкового вооружения, как и у пехотинцев - оружия ближнего боя. Преимущество всадников дополнительно ограничивается тем, что при штурмах и на городских картах они практически бесполезны.

По части закупки экипировки правила отдаленно напоминают Counter-Strike - за каждого убитого противника увеличивается сумма для закупки в следующем раунде. Игрок сам выбирает вещи, которые он возьмет с собой в бой, но чтобы снарядить «асфальтовый каток», нужно час-другой поиграть на этом сервере. И вот тут-то зарыта очень вредная собака многопользовательского режима... Хороший игрок, поиграв некоторое время и заработав мешок золота, так экипируется, что разрыв с другими игроками еще более усиливается и убить его становится почти нереально.

В принципе, можно неэтично обирать покойников, но вам достанется «в наследство» только оружие и иногда щиты. А классовое различие чувствуется и здесь - пехотинец или лучник не смогут оседлать осиротевшего скакуна.

Второй недочет куда более заметен. В игре нет рейтингов , достижений, списка лучших игроков, как в Battlefield . Нельзя узнать, кто только что уложил тебя носом в грязь - зеленый новичок или лучший игрок по эту сторону пролива. Нет статистики, нельзя посмотреть, какое оружие более любимо игроками, какое менее и каким классом вы чего добились. Сетевые бои, к несчастью, так же бессмысленны и беспощадны, как одиночная игра, лишенная сюжета.

Лучшее - враг хорошего. Но это не про «Mount & Blade: Эпоха турниров». Отличная ролевая игра в свободном мире обогатилась не только новыми возможностями - к нашим услугам многопользовательский режим. А уж незашифрованные ресурсы и массы поклонников доведут начатое разработчиками до совершенства.

В этом небольшом руководстве мы остановимся подробно только на том, что появилось нового. Любопытствующих отошлем к статье Константина Закаблуковского, опубликованной в №11 (84) номере ЛКИ за 2008 год.

Алчет крови меч в руке моей

Кровопролитие стало в игре гораздо разнообразнее, особенно в пешем бою . Удары стали направленными, WASD-ом с клавиатуры можно задавать, как именно вы будете рубить или тыкать врага. Противника можно пнуть, заставляя его открыться, можно отбивать замахом вражеские выпады или просто блокировать оружием - правда, от стрел это не спасает. Ложные замахи и финты теперь - обязательная часть боя с живыми противниками. Только хорошая реакция позволит юному рыцарю парировать удар, особенно если щит уже развалился на отдельные доски.

Алебарда стала более универсальной - ею можно колоть, как копьем, и рубить, как топором. Тяжелый молот в ваших руках способен быстро развалить щит, пробить любой блок, ошеломить и оглушить. Хороший удар может даже свалить оппонента с ног. Упавший открыт всем вашим ударам, пока, кряхтя, пытается подняться.

Щит отныне защищает лишь то, что закрывает, потому режущий удар по ногам прекрасно способствует опрокидыванию противника наземь. А щит, заброшенный за спину, неплохо прикрывает вашу спину от стрел.

Конные лучники - это еще куда ни шло, а вот пешему стрелку место только на стенах замка. Прилично попадать удается только на небольших расстояниях. Пара стрел - и уже пора вступать в ближний бой.

Парирование не спасает от кавалерийского наскока . При виде всадника всегда проще отступить в сторонку за дерево или камень и ткнуть в бок исподтишка. Но всадникам, в свою очередь, при новой боевой системе стало проще колоть - достаточно правильно выставить пику и умело управлять лошадью.

Скакуна своего выбирайте с умом. На легкой лошади вас не догонят другие всадники и можно смело утыкать врага стрелами, как подушечку для иголок. Тяжело бронированный жеребец проламывает строй. А если уж завязнете в пехоте, доставайте юркую короткую саблю. Удары с коня все чаще приходятся в голову, и противники так и оседают штабелями наземь с окровавленными лицами...

Спешиться можно, только полностью остановив лошадь, а вот приказы подчиненным можно раздавать на полном скаку. Но двухуровневое меню, повешенное на F1-F6, неудобно. Перейдя ко второму уровню команд, нельзя вернуться. И свои настройки тоже сделать нельзя! Зато можно разделить отряды до боя на несколько групп, переименовать их и раздавать им во время схватки разные приказы. Прямо Total War , не слезая с седла...

В итоге бой стал разнообразнее, но при этом хаотичней и путаней. Рука новичка не сразу приноровится двигаться и одновременно рубить именно в том направлении, которое было задумано. Тем, кто привык насаживать врагов на пику в «Истории героя », здесь придется переучиваться.

Дорога к престолу

Первые шаги

Пока мы молоды и никто не признает в нас нового императора всея Кальрадии, нужно вести себя аккуратно. Местное население признает только деньги, и ничего, кроме денег. А потому в первую очередь нужно разжиться золотишком.

Честные заработки

Как честно заработать денег, никого не убивая?

Во-первых, торговать . Самые прибыльные схемы:

  • покупать в деревне скот, забивать на мясо, продавать в город;
  • закупать на севере рыбу и шерсть, продавать на юг;
  • закупать на юге одежду, продавать на север.

Другие же схемы надо разрабатывать на месте, исходя из перепада цен. Важно не ездить постоянно одними и теми же маршрутами.

Во-вторых, можно стать вассалом одного из королей. Монарх платит вам жалованье - небольшое, но прокормить войска хватит. Впоследствии за хорошую службу и выполнение поручений можно получить во владение деревеньку или даже замок, а с него тоже мало-помалу течет денежный ручеек. Кроме того, брак - дело, может, и не хорошее, зато прибыльное! Завоевать чье-нибудь сердце не так сложно - стихи, ухаживание, демонстрация храбрости, выполнение заданий родственников и прочие ритуальные пляски... А уж собственность вашей второй половинки тоже начнет приносить доход.

Бандитские заработки

Бесчестному кандидату в короли в «Эпохе турниров» есть где разгуляться. Если поймать феодала в военном походе и правильно с ним поговорить, то можно получить от него задание собрать налоги в его деревне. Набрать можно тысячи две. И, конечно же, отдавать хозяину их никто не планирует!

В селах можно красть скот, забивать его и продавать мясо. Набрав отряд головорезов пострашнее, можно уже и грабить деревни и караваны. Тут доход составляет уже тысяч пять за один заход. Главное - от возмездия успеть спрятаться в крепости другой нации...

Воинские заработки

Воин зарабатывает не так много, как бандит, но зато параллельно получает опыт и не портит ни с кем отношений. Относительно неплохо можно зарабатывать на разбойниках. Лучше всего найти их логово и дежурить около него. Лагерь бандитов можно определить по большому количеству шныряющего вокруг отребья одного вида. Если проехать прямо рядом с ним, то он появляется на карте. Разорив его, тоже можно неплохо заработать. А через некоторое время логово появляется вновь - свято место пусто не бывает.

Второй заработок - продажи людей. Для этого вооружите своих людей оглушающим оружием, тогда к концу боя будет выживать больше раненых противников. Собираете шеренгу связанных людей, находите в таверне ближайшего города работорговца - и сбываете. Рыцари стоят ощутимо дороже простых разбойников. Кстати, в тех же тавернах можно устроить пьяную драку с одним из посетителей.

Венчание на царство

Королевский путь

Как стать королем? Да не так уж и сложно. Не принимать ни у кого вассалитет, накопите денег, наберите солдат, возьмите штурмом какой-нибудь захудалый замок. Если возможности для штурма нет, испортите отношения с этой фракцией - например, убивая крестьян. Альтернативный вариант - найти изгнанного наследника трона, присягнуть ему на верность, захватить несколько владений, присвоить всю эту роскошь, а потом разорвать с ним все отношения.

Своя недвижимость существенно упрощает игровой процесс. Возможность собирать налоги и вести менеджмент своих отрядов привлечет внимание любого! Но что делать, если ваш замок явилась осаждать добрая тысяча солдат противника? Для начала - не падать духом, а сохраниться. А потом выманивайте из группы лордов по одному и разбивайте небольшими отрядами. Если уже начался штурм, помните - города и замки имеют запасные выходы, через которые может пробираться только игрок.

Сподвижники

Простые рекруты и городские наемники одинаково растут в уровнях, одинаково требуют хлеба, сыра и капусты для пропитания да пару десятков монет для смены экипировки по достижении нового уровня. Разница только в том, что наемники лучше и гораздо дороже. Еще можно набирать войска бесплатно - когда вы разбиваете отряд противника, который вел с собой пленников. Счастливые и безмерно благодарные, они радостно присоединяются к вашей армии. Таким способом можно получить в свою армию экзотические войска - например, лесных бандитов или простых фермеров.

Но основные ваши помощники все же не солдаты, а герои. Их можно повстречать в тавернах, щедро дать на лапу и убедить присоединиться. Главное их полезное свойство - они так же бессмертны, как и ваше альтер эго. Поэтому они постоянно совершенствуются в боевых навыках, и снарядить их можно не хуже заправских рыцарей. В навыках им следует в первую очередь давать верховую езду, железную кожу и мощный удар или мощный выстрел. Конь и кожа дают им неплохую прибавку к здоровью, а кавалерийская пика или лук - для героев-сподвижников оптимальное оружие.

Семь смертных боев

В сетевой игре сражаются обычно только игроки. Настройки иногда позволяют не только покупать экипировку, но и нанимать ботов. Деньги, заработанные за время вашей успешной игры, обнуляются при смене карты или сервера.

Чем отличаются режимы игры? В первых пяти режимах погибшие игроки возрождаются после небольшого промежутка времени, а в двух последних - только с началом следующего раунда.

  • Бой до смерти (deathmatch) . Кровавая баня как она есть. Все колотят всех без остановки, игроки оживают почти мгновенно. Побеждает тот, кто набрал больше «фрагов» за отведенное время.
  • Командный бой до смерти (team deathmatch) . Здесь, в отличие от предыдущего режима, у нас есть товарищи. Дружественный огонь вполне присутствует, и за удары по товарищам можно серьезно влипнуть. Побеждает та сторона, которая заработала больше «фрагов».
  • Захват (conquest) . Как в Dawn of War , в этом режиме задача игроков - захватывать и удерживать контрольные точки. За удержание флагов на точке очки начисляются, а за гибель своих или потерю точек - снимаются. Проигрывает команда, чей счет достиг нуля.
  • Захват флага (capture the flag) . Правила классические - захватываем флаг на вражеской базе, несем к своему флагу, получаем победное очко. В этом режиме игры преимущество конницы неоспоримо.
  • Осада (siege) . Бой, что логично, происходит на карте с замком. Одна команда подкатывает осадную башню к стенам, штурмует замок, пробивается во двор и захватывает контрольную точку с флагштоком. Погибшие осаждающие восстанавливаются через пять секунд. Защитники препятствуют проникновению захватчиков во двор замка, но их потери восстанавливаются только через двадцать секунд. Конница используется редко, а при грамотной игре у атакующих шансов немного.
  • Битва (battle) . Как и в командном бою до смерти, задача игроков - уничтожить отряд врага, но погибшие не возрождаются до начала следующего раунда. Если ни одна из команд долгое время не несет потерь, то включается режим «Царь горы». На карте появляется контрольная точка, и победа присуждается команде, которая сможет захватить и удержать ее.
  • Найти и уничтожить (fight and destroy) . Одна команда защищает два разрушаемых объекта - катапульту и требюшет, вторая стремится их сломать. Игроки не возрождаются. Раунд заканчивается, когда оба объекта будут уничтожены, или одна из команд потеряет всех игроков, или когда истечет время.

1 2 Все