Правила тестирование. Виды тестов. тестирование - это

03.03.2024 Ошибки

Рассмотрим основные правила тестирования для тестирующих и испытуемых.

При тестировании преподаватель (методист-тестолог) должен выполнить вначале следующие основные условия:

  1. Определить цель тестирования
  2. Определить гипотезу тестирования.
  3. Определить учебную модель тестируемого (обучаемого).
  4. Определить педагогическую ситуацию (сценарий) тестирования.
  5. Разработать план тестирования
  6. Определить структуру теста.
  7. Структурировать тест в соответствии с дидактическими целями и связями.

Затем необходимо выполнить нижеследующие практические правила тестирования.

Время на тестирование необходимо определять по сложности и трудоемкости тестовых заданий.

Среднее время тестирования должно составлять не более 60–90 минут. Для гетерогенных тестов эта величина может увеличиваться в несколько раз, но, как правило, с ущербом для психолого-физиологического состояния испытуемого, что не всегда оправдано.

Необходимы меры, ограничивающие подбор ответов "наугад", так как вероятность угадывания обычно высока (в частности, для тестов закрытой формы и четырьмя вариантами одинаково привлекательных ответов она равна 0,25).

Группа испытуемых должна быть подобрана по единым принципам мотивации и это условие не должно нарушаться на всем протяжении тестирования.

Тест не должен быть ориентирован на выяснение мнений отдельных подгрупп обучаемых.

Обучающее, мотивационное тестирование должно предусматривать возможность повторного прохождения теста. Необходимо также иметь в виду, что повторение тестового задания носит эффект вербальной помощи и никак недопустимо для аттестационного и контролирующего тестирования.

Для получения достаточно надёжных показателей качества тестовых заданий необходима репрезентативная (полная с точки зрения отражения тестами различных уровней обучения) выборка испытуемых.

Тест, соответствующий уровню подготовленности минимизирует время индивидуального тестирования, но это часто трудно реализуемая ситуация, что усложняет разработку качественных заданий.

Процесс компьютерного тестирования должен обеспечивать дружественность и мультимедийность интерфейса, интерактивность , регулируемость, протоколирование , автоматическое вычисление результата тестирования, интеграцию с другими формами и системами контроля и обучения, визуализацию и т.д.

При аттестационном тестировании, обучаемые должны быть заранее ознакомлены с типовыми формами тестовых заданий, технологией работы в конкретной системе тестирования не позднее, чем за одну-две недели до начала испытаний.

Кроме этих основных требований к тестированию для тестирующих есть правила и для тестируемых.

Испытуемые должны иметь объективную информацию о предстоящем тестировании заблаговременно (допускаемый резерв времени , охватываемые дидактические единицы и т.д.).

Необходимо ориентироваться на разумный собственный уровень подготовки (можно с этой целью проводить частое самотестирование и обучающее тестирование).

Важно научиться планировать время при тестировании, распределять время рационально между заданиями различных групп сложности на всем протяжении тестирования.

Нахождение ответа нужно начинать с более легких тестовых заданий и постепенно продвигаться к заданиям более сложным, например, по схеме: А – В – С.

Выполнение затруднительных заданий необходимо осуществлять итерационно.

Каждый раздел, каждую тему завершайте не только решением задач, но и обучающим, мотивационным и диагностирующим самотестированием по аналогичным тестам.

Важны не только отдельные кванты знаний, но и умение быстро находить правильный выбор, связывать эти кванты. Полезны тесты, связывающие различные дидактические единицы.

Важно проводить анализ результатов тестирования и корректировать процесс обучения с целью его улучшения.

Немаловажен при подготовке к тестированию правильный выбор учебно-методической литературы – от учебников до интернет-ресурсов. Необходимо иметь достаточный набор качественных тестовых заданий обучающего характера.

К сожалению, часто нарушаются (в основном, "неписанные") правила этики тестирования.

Нельзя мешать соседям своими вопросами – этим Вы снизите их собственные баллы.

Не задавайте преподавателю вопросы по заданиям (он уже позаботился, чтобы у подготовленного испытуемого такие вопросы не возникали).

В крайних ситуациях можно задать вопрос по непонятным моментам технологии тестирования и оформления результатов.

Правила проведения тестирования

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 01.01.01 года "О государственной службе"ПРИКАЗЫВАЮ :

1. Утвердить прилагаемые Правила организации тестирования государственных административных государственных должностей .

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы согласно перечню.

3. Отделу прохождения государственной службы () обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие со дня первого официального опубликования, но не ранее 26 марта 2013 года.

Председатель А. Байменов

Утверждены

Республики Казахстан по делам

государственной службы

от 01.01.01 года № 06-7/33

Правила организации тестирования государственных служащих и кандидатов на занятие должностей

1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации тестирования государственных служащих и кандидатов на занятие административных государственных должностей (далее - Правила) определяют порядок проведения тестирования административных государственных служащих корпуса "Б", подлежащих аттестации (далее - государственные служащие), и кандидатов на занятие административных государственных должностей корпусов "А" и "Б" (далее - кандидаты) с целью объективной оценки знаний и способностей государственных служащих и кандидатов.

2. Тестирование проводится администратором тестирования (далее - администратор), который является государственным служащим уполномоченного органа по делам государственной службы (далее - уполномоченный орган) или его территориальных подразделений.

3. Объективность проведения тестирования обеспечивается стандартностью условий, времени, подсчета результатов, содержания тестов, а также принятием администраторами письменных ограничений о недопустимости коррупционных действий.

4. Техническое обеспечение процедур тестирования, формирования базы данных тестовых заданий и их обновление осуществляется Национальным центром по управлению персоналом государственной службы (далее - Центр).

5. При тестировании государственный служащий или кандидат предъявляет администратору документ, удостоверяющий личность, содержащий индивидуальный идентификационный номер (далее - ИИН).

2. Порядок проведения тестирования административных государственных служащих корпуса "Б", подлежащих аттестации

6. Служба управления персоналом (кадровая служба) государственного органа подготавливает список государственных служащих, направляемых на тестирование.

Список включает следующие сведения: фамилия, имя и отчество (при наличии), категория занимаемой административной государственной должности, ИИН. Личные данные заполняются в соответствии с документом, удостоверяющим личность, содержащим ИИН.

Список предоставляется в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.

Служба управления персоналом (кадровая служба) государственного органа согласовывает сроки и место проведения тестирования с уполномоченным органом или его территориальными подразделениями.

7. Уполномоченный орган или его территориальные подразделения не позднее пяти рабочих дней со дня поступления списка формирует график тестирования и уведомляет о графике службу управления персоналом (кадровая служба) государственного органа.

8. Служба управления персоналом (кадровая служба) государственного органа уведомляет государственных служащих о дате, месте и времени проведения тестирования.

9. Тестирование государственных служащих проводится в соответствии с программами тестирования согласно приложению 1 к настоящим Правилам в течение десяти рабочих дней после формирования графика тестирования.

10. Государственные служащие, получившие при прохождении тестирования оценку ниже пороговых значений согласно приложению 2 к настоящим Правилам, могут пройти повторное тестирование не ранее чем через десять календарных дней с момента предыдущего тестирования.

3. Порядок организации тестирования кандидатов на занятие административных государственныхдолжностей корпуса "А"

11. Тестирование кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса "А" (далее - кандидаты в корпус "А") состоит из следующих последовательных этапов:

1) тестирование на знание законодательства Республики Казахстан;

2) логический тест;

3) тестирование на определение уровня компетенций;

4) тестирование на знание государственного языка.

Период проведения тестирования составляет не более трех рабочих дней.

12. Кандидаты в корпус "А", получившие результаты тестирования ниже пороговых значений на этапе тестирования на знание законодательства Республики Казахстан, не допускаются к следующему этапу тестирования.

13. Кандидаты в корпус "А" проходят тестирование один раз в рамках одного конкурсного отбора в кадровый резерв корпуса "А".

4. Порядок организации тестирования кандидатов на занятие административных государственныхдолжностей корпуса "Б"

14. Уполномоченный орган или его территориальные подразделения проводят тестирование кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса "Б" (далее - кандидат в корпус "Б") по мере обращения граждан.

15. В тестировании принимают участие граждане Республики Казахстан, соответствующие требованиям, указанным в части первой и в подпункте 2) части второй пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 01.01.01 года «О государственной службе».

16. Для участия в тестировании кандидаты в корпус «Б» подают заявление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам через веб-портал «электронного правительства », в том числе посредством обращения в центры обслуживания населения Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - центры обслуживания населения), а также в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.

Информацию и консультацию касательно подачи документов для тестирования через веб-портал «электронного правительства» кандидаты в корпус «Б» могут получить в центрах обслуживания населения, а также в уполномоченном органе или его территориальном подразделении.

17. Кандидат в корпус «Б» выбирает день и время тестирования исходя из наличия свободных мест для проведения тестирования.

18. Принятие от кандидата в корпус «Б» документов для участия в тестировании подтверждается распиской, формируемой в веб-портале «электронного правительства», с указанием даты, времени и места прохождения тестирования по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

19. Кандидат в корпус "Б" проходит тестирование по программе тестирования согласно приложению 5 к настоящим Правилам по той категории административной государственной должности корпуса "Б", которая указана в его заявлении.

20. Результаты тестирования по программе, предусмотренной для категорий должностей административной государственной службы корпуса «Б», действительны в течение одного года со дня прохождения тестирования.

21. Кандидаты в корпус «Б», получившие при прохождении тестирования оценку ниже пороговых значений, проходят повторное тестирование не ранее чем через три месяца со дня прохождения предыдущего тестирования.

5. Порядок организации тестирования

22. К тестированию допускаются лица, имеющие при себе документ, удостоверяющий личность гражданина Республики Казахстан, содержащий ИИН.

23. До начала тестирования администратор знакомит тестируемых лиц с инструкцией по тестированию и отвечает на возникшие у них вопросы.

24. Лица, имеющие неудовлетворительное самочувствие на момент тестирования, сообщают об этом администратору до начала проведения тестирования. В этом случае тестирование таких лиц проводится в другое время в течение этого дня либо в другой день, определяемый согласно графику тестирования.

25. Помещение для проведения тестирования должно соответствовать условиям удобного расположения тестируемых лиц.

26. Тестируемым лицам запрещается разговаривать с другими лицами, обмениваться материалами, использовать информацию на бумажных и электронных носителях, покидать помещение. Принимающе-передающие электронные устройства (в том числе карманные персональные компьютеры и иное электронное оборудование) тестируемых лиц отключаются на время проведения тестирования.

В случае нарушения тестируемым лицом требований части первой настоящего пункта, администратор останавливает процесс тестирования такого лица и удаляет его из помещения для тестирования. При этом администратор составляет акт о нарушении Правил тестирования (далее - акт) по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

Результаты тестирования лиц, нарушивших требования части первой настоящего пункта, аннулируются.

Лица, в отношении которых был составлен акт, проходят повторное тестирование не ранее чем через шесть месяцев со дня составления акта.

27. Время на выполнение тестов составляет:

1) на знание законодательства в зависимости от программы тестирования:

по программе тестирования корпуса «А» – 80 минут (100 вопросов), 70 минут (80 вопросов);

по программам тестирования корпуса «Б» - 125 минут (150 вопросов), 110 минут (135 вопросов), 100 минут (120 вопросов), 100 минут (90 вопросов);

2)исключен;

3) исключен.

28. Тестирование кандидатов в корпус "А" по определению уровня владения государственным языком проводится в соответствии со стандартами системы оценки уровня владения казахским языком - КАЗТЕСТ.

29. Перерыв между тестами, предусмотренными в пунктах 27 и 28 настоящих Правил, составляет не менее 30 минут.

30. По истечении времени, отведенного на выполнение тестов, программа автоматически закрывается.

31. Подсчет правильных ответов тестирования проводится автоматически, при помощи компьютерной программы.

32. Не позднее тридцати минут после завершения тестирования лицам выдаются результаты тестирования с подписью администратора и оператора тестирования и заверенные печатью.

Кандидату, получившему результат тестирования не ниже пороговых значений, выдается сертификат о прохождении тестирования по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

Сертификат, выданный по первой программе тестирования, указанный в приложении 5 к настоящим Правилам, действителен для категорий должностей административной государственной службы корпуса «Б», относящихся ко второй и третьей программе тестирования.

Сертификат, выданный по второй программе тестирования, указанный в приложении 5 к настоящим Правилам, действителен для категорий должностей административной государственной службы корпуса «Б», относящихся к третьей программе тестирования.

Кандидатам в корпус «Б», получившим результаты тестирования ниже пороговых значений, выдается справка о прохождении тестирования с результатами ниже пороговых значений по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

Приложение 1

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных государственных

должностей

Программы тестирования государственных служащих

1. Программы тестирования административных государственных служащих корпуса "Б", подлежащих аттестации, включают:

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" (15 вопросов), "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" (15 вопросов), "О Правительстве Республики Казахстан" (15 вопросов), законов Республики Казахстан "О государственной службе" (15 вопросов), "О борьбе с коррупцией" (15 вопросов), "Об административных процедурах" (15 вопросов), "О нормативных правовых актах " (15 вопросов), "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" (15 вопросов), а также нормативного правового акта с учетом специфики работы государственного органа (15 вопросов), тестовые вопросы на знание которого разрабатываются (и предоставляются) данным государственным органом;

тест на знание государственного языка (20 заданий);

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" (15 вопросов), "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" (15 вопросов), "О Правительстве Республики Казахстан" (15 вопросов), законов Республики Казахстан "О государственной службе" (15 вопросов), "О борьбе с коррупцией" (15 вопросов), "Об административных процедурах" (15 вопросов), "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" (15 вопросов), а также нормативного правового акта с учетом специфики работы государственного органа (15 вопросов), тестовые вопросы на знание которого разрабатываются (и предоставляются) данным государственным органом.

Приложение 2

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных государственных

должностей

Пороговые значения результатов тестирования

1. исключен.

2. Пороговые значения по тесту на знание законодательства Республики Казахстан:

1) для кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса "А" составляют не менее 7 правильных ответов из 10 возможных по каждому нормативному правовому акту;

2) для административных государственных служащих корпуса "Б", подлежащих аттестации:

категорий А-1, А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, С-1, С-2, С-3, С-О-1, С-О-2, С-О-3, C-R-1, D-1, D-2, D-3, D-О-1, D-О-2, D-О-3, Е-1, Е-2, E-R-1 корпуса "Б" составляют не менее 10 правильных ответов из 15 возможных по каждому нормативному правовому акту;

3) для кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса "Б":

категорий А-1, А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, В-4, С-1, С-2, С-3, С-О-1, С-О-2, С-О-3, C-R-l, D-l, D-2, D-3, D-O-l, D-O-2, D-O-3, Е-1, Е-2 корпуса «Б» составляют не менее 10 правильных ответов из 15 возможных по каждому нормативному правовому акту;

Приложение 3

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных

государственных должностей

Агентство Республики Казахстан по делам

государственной службы

от ___________________________________

тел. _________________________________

эл. адрес_____________________________

Заявление

Прошу допустить меня на тестирование на занятие административных государственных должностей корпуса «Б» категории ___ по ___ программе*.

С основными требованиями Правил организации тестирования

государственных служащих и кандидатов на занятие административных государственных должностей ознакомлен (ознакомлена), согласен (согласна) и обязуюсь их выполнять.

Место прохождения тестирования: ____________________.

Желаемая дата тестирования: ____________________.

Желаемое время тестирования: ____________________.

*Примечание: Программа тестирования определяется в автоматическом режиме с учетом выбранной кандидатом категории.

«____» _______________20___ г.

Приложение 4

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных

государственных должностей

РАСПИСКА

Принято заявление от кандидата на занятие административной государственной должности корпуса «Б» ________________________________________________________.

(фамилия, имя и отчество (при наличии))

Назначенная дата тестирования: ______________________________

Назначенное время тестирования: ______________________________

Место прохождения тестирования: ______________________________

Примечание: Кандидаты в корпус «Б», получившие при прохождении тестирования оценку ниже пороговых значений, проходят повторное тестирование не ранее чем через три месяца со дня прохождения предыдущего тестирования.

Выдана автоматизированной системой регистрации Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы на прохождение тестирования через портал «электронного правительства».

«____»____________ 20___ г.

Приложение 5

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных государственных

должностей

Программы тестирования кандидатов на занятие административных государственных должностей и на зачисление в кадровый резерв административной государственной службы

1. Программа тестирования кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса «А» включает:

1) для должностей, за исключением указанных в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта, – тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (10 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (10 вопросов), «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (10 вопросов), «О Правительстве Республики Казахстан» (10 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (10 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (10 вопросов), «Об административных процедурах» (10 вопросов), «О нормативных правовых актах» (10 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (10 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (10 вопросов);

2) для должностей председателей и членов ревизионных комиссий областей, столицы, города республиканского значения – тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (10 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (10 вопросов), «О Правительстве Республики Казахстан» (10 вопросов), Бюджетного кодекса Республики Казахстан (10 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (10 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (10 вопросов), «Об административных процедурах» (10 вопросов), «О нормативных правовых актах» (10 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (10 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (10 вопросов);

3) для должностей акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах – тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (10 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (10 вопросов), «О Правительстве Республики Казахстан» (10 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (10 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (10 вопросов), «Об административных процедурах» (10 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (10 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (10 вопросов);

4) логический тест;

5) тест по компетенциям;

6) КАЗТЕСТ.

2. Тестирование на занятие административных государственных должностей корпуса «Б» состоит из трех программ:

1) первая программа предназначена для категорий А-1, А-2, А-3, А-4, В-1, В-2, В-3, В-4, С-1, С-2, С-3, С-О-1, С-О-2, С-О-3, C-R-l, D-l, D-2, D-3, D-O-l, D-0-2, D-O-З, Е-1, Е-2 и включает:

тест на знание государственного языка (20 заданий);

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), конституционных законов Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (15 вопросов), «О Правительстве Республики Казахстан» (15 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (15 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (15 вопросов), «Об административных процедурах» (15 вопросов), «О нормативных правовых актах» (15 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (15 вопросов), «О государственных услугах» (15 вопросов);

2) вторая программа предназначена для категорий В-5, С-4, С-5, С-О-4, С-О-5, С-О-6, C-R-2, C-R-3, C-R-4, D-4, D-5, D-O-4, D-O-5, D-O-6, Е-3, E-R-1, E-R-2, E-R-3, E-G-l, E-G-2 и включает:

тест на знание государственного языка (20 заданий);

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), конституционного закона Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» (15 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (15 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (15 вопросов), «Об административных процедурах» (15 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (15 вопросов), «О государственных услугах» (15 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (15 вопросов);

3) третья программа предназначена для категорий C-R-5, Е-4, Е-5, E-R-4, E-R-5, E-G-3, E-G-4 и включает:

тест на знание государственного языка (20 заданий);

логический тест (10 заданий);

тест на знание законодательства Республики Казахстан включает вопросы на знание Конституции Республики Казахстан (15 вопросов), законов Республики Казахстан «О государственной службе» (15 вопросов), «О борьбе с коррупцией» (15 вопросов), «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (15 вопросов), «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (15 вопросов), «О государственных услугах» (15 вопросов).

Приложение 6

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных

государственных должностей

о нарушении Правил тестирования

"____" ____________201_ г. ____ч. ____мин.

Администратор тестирования________________________________________________

Оператор тестирования_______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии))

Установили факт нарушения служащим/кандидатом______________________________

ИИН________________________________

фамилия, имя, отчество (при наличии)

части первой пункта 26 Правил организации тестирования государственных служащих и кандидатов на занятие административных государственных должностей: _________________________________________________________________________________

(краткое описание нарушения)

Подпись администратора тестирования: ________________________________

Подпись оператора тестирования: ____________________________________

С актом ознакомлен: ________________________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии) служащего/кандидата, допустившего

вышеуказанное нарушение. В случае отказа служащего/кандита, допустившего

вышеуказанное нарушение, от подписания настоящего акта - соответсвующая запись)

___________________________________________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии), ИИН иного лица, подтверждающего факт отказа служащего/кандидата, допустившего вышеуказанное нарушение, от подписания настоящего акта)

Приложение 7

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на

занятие административных

государственных должностей

СЕРТИФИКАТ

удостоверяет в том, что___________________________________________________________

прошел(а) «____»________________ 20__ г. тестирование на занятие

административной государственной должности корпуса «Б» в городе ________________________ по ____ программе тестирования.

Срок действия сертификата составляет один год со дня прохождения тестирования.

Данный сертификат действителен для категорий административной государственной службы корпуса «Б»:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись администратора тестирования: ________________________________________

Подпись оператора тестирования: ________________________________________

«____»______________20___ г.

Приложение 8

к Правилам организации

тестирования государственных

служащих и кандидатов на занятие

административных государственных

должностей

СПРАВКА

о прохождении тестирования

с результатами ниже пороговых значений

дана о том, что____________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество (при наличии) кандидата)

прошел(а) «____»____________ 20__ г. тестирование на занятие административной государственной должности корпуса «Б» в городе ____________ по _____ программе тестирования с результатами ниже пороговых значений.

Данный кандидат может пройти повторное тестирование не ранее чем через три месяца со дня прохождения данного тестирования.

Подпись администратора тестирования: ____________________________________

Подпись оператора тестирования: ________________________________________________

«____»____________ 20____ г.

Утвержден

приказом Председателя Агентства

Республики Казахстан по делам

государственной службы

Перечень утративших силу некоторых приказов Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы

1) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /11 "Об утверждении Правил проведения тестирования, Программ тестирования и Пороговых значений результатов тестирования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000, опубликованный в Собрании актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан от 01.01.01 года № 6);

2) подпункт 2) пункта 1 приказа Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /33 "О внесении изменений в приказы первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 9 января 2008 года № /5 и Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /11" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000, опубликованный Собрании актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан № 6 от 01.01.01 года);

3) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /95 "О внесении дополнений и изменения в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /11 "Об утверждении Правил проведения тестирования, Программ тестирования и Пороговых значений результатов тестирования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000);

4) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № 06-7/4 "О внесении дополнения в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 01.01.01 года № /11 "Об утверждении Правил проведения тестирования, Программ тестирования и Пороговых значений результатов тестирования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 000, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 01.01.01 года № 30)).

При проведении психологического тестирования должны соблюдаться следующие правила:

    Тестирование должно проводиться при участии специалиста, знакомого с основами психологии.

    Человека нельзя подвергать тестированию обманным путем или против его воли.

    Испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе тестирования он невольно может сообщить такую информацию о себе, о своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.

    Испытуемый имеет право знать результаты своего тестирования. При этом обязательно указывать, что результаты носят вероятностный характер, и в зависимости от тестовой методики вероятность может составлять 60-80%.

    Результаты тестирования не должны травмировать исследуемого и (или) снижать его самооценку.

    Испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его результатов.

    Тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования.

    Информация о результатах тестирования должна представляться только тем, кому она предназначена.

    Тестирующий обязан хранить профессиональную тайну.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них - следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, социальные работники, инженеры, экономисты и пр.

Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

При этом важно учитывать требования, предъявляемые психодиагностическим методикам:

    должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

    должна быть изложена теоретическая концепция, лежащая в основе методики;

    должна быть четко обозначена область применения методики - особая социальная среда или область общественной практики;

    должен быть четкий алгоритм проведения методики;

    процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла;

    тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;

    процедура самоотчета должна включать средства контроля, достоверности;

    периодически должны проводится коррекция нормативных данных. Пользователь-непсихолог должен предварительно

проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач.

Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

К пользователям-непсихологам предъявляются следующие требования:

    должна быть консультация с психологом или общие знания в психодиагностике;

    если методика требует специальной подготовки, то возможны следующие варианты: необходимо выбрать другую методику; пройти подготовку; пригласить специалиста по данной методике, либо отказаться от методики;

    пользователь автоматически берет всю ответственность за соблюдение всех требований по соблюдению профессиональной тайны;

    должны соблюдаться этические нормы в проведении обследования;

    должны быть использованы официально-выпущеные методики.

Пользователь психодиагностических методик должен обладать тестовой компетентностью, которая включает в себя:

    всесторонность оценки - сбор полной, интегрированной информации о человеке (тестирование, наблюдение, беседа);

    правильное использование теста;

    психометрические знания, т.е. знание и правильное использование статистических принципов измерения;

    понимание ограниченности тестовых показателей;

    точность и правильность оценки;

    уместное использование норм;

    умение представлять результаты испытуемому, так чтобы не нанести вреда.

Области применения, цели и задачи тестирования ПО разнообразны, поэтому тестирование оценивается и объясняется по-разному. Иногда и самим тестировщикам бывает сложно объяснить, что такое тестирование ПО "as is". Возникает путаница.

Для распутывания этой путаницы Алексей Баранцев (практик, тренер и консалтер в тестировании ПО; выходец из Института системного программирования Российской академии наук) предваряет свои тренинги по тестированию вводным видео про основные положения тестирования.

Мне кажется, что в этом докладе лектор смог наиболее адекватно и взвешенно объяснить «что такое тестирование» с точки зрения ученого и программиста. Странно, что этот текст еще не появлялся на хабре.

Привожу здесь сжатый пересказ этого доклада. В конце текста есть линки на полную версию, а также на упомянутое видео.

Основные положения тестирования

Уважаемые коллеги,

Сначала попробуем понять, чем тестирование НЕ является.

Тестирование не разработка ,

Даже если тестировщики умеют программировать, в том числе и тесты (автоматизация тестирование = программирование), могут разрабатывать какие-то вспомогательные программы (для себя).

Тем не менее, тестирование - это не деятельность по разработке программного обеспечения.

Тестирование не анализ ,

И не деятельность по сбору и анализу требований.

Хотя, в процессе тестирования иногда приходится уточнять требования, а иногда приходится их анализировать. Но эта деятельность не основная, скорее, это приходится делать просто по необходимости.

Тестирование не управление ,

Несмотря на то, что во многих организациях есть такая роль, как «тест-менеджер». Конечно же, тестировщиками надо управлять. Но само по себе тестирование управлением не является.

Тестирование не техписательство ,

Однако тестировщикам приходится документировать свои тесты и свою работу.

Тестирование нельзя считать ни одной из этих деятельностей просто потому, что в процессе разработки (или анализа требований, или написания документации для своих тестов) всю эту работу тестировщики делают для себя , а не для кого-то другого.

Деятельность значима только тогда, когда она востребована, то есть тестировщики должны что-то производить «на экспорт». Что они делают «на экспорт»?

Дефекты, описания дефектов, или отчеты о тестировании? Частично это правда.

Но это не вся правда.

Главная деятельность тестировщиков

заключается в том, что они предоставляют участникам проекта по разработке программного обеспечения отрицательную обратную связь о качестве программного продукта.

«Отрицательная обратная связь» не несет какой-то негативный оттенок, и не означает, что тестировщики делают что-то плохое, или что они делают что-то плохо. Это просто технический термин, который обозначает достаточно простую вещь.

Но эта вещь очень значимая, и, наверное, единственная наиболее значимая составляющая деятельности тестировщиков.

Существует наука - «теория систем ». В ней определяется такое понятие как «обратная связь».

«Обратная связь» это некоторые данные, которые с выхода попадают обратно на вход, или какая-то часть данных, которые с выхода попадают обратно на вход. Эта обратная связь может быть положительной и отрицательной.

И та, и другая разновидности обратной связи равноценно важны.

В разработке программных систем положительной обратной связью, конечно же, является какая-то информация, которую мы получаем от конечных пользователей. Это запросы на какую-то новую функциональность, это увеличение объема продаж (если мы выпускаем качественный продукт).

Отрицательная обратная связь тоже может поступать от конечных пользователей в виде каких-то негативных отзывов. Либо она может поступать от тестировщиков.

Чем раньше предоставляется отрицательная обратная связь, тем меньше энергии необходимо для модификации этого сигнала. Именно поэтому тестировать нужно начинать как можно раньше, на самых ранних стадиях проекта, и предоставлять эту обратную связь и на этапе проектирования, и еще, может быть, раньше, еще на этапе сбора и анализа требований.

К слову, отсюда и произрастает понимание того, что тестировщики не отвечают за качество. Они помогают тем, кто за него отвечает.

Синонимы термина «тестирование»

С точки зрения того, что тестирование - это предоставление отрицательной обратной связи, всемирно известная аббревиатура QA (англ. Quality Assurance - Обеспечение качества) синонимом термина «тестирование» уж совершенно точно НЕ является.

Нельзя считать обеспечением качества простое предоставление отрицательной обратной связи, ведь Обеспечение - это некоторые позитивные меры. Подразумевается, что в этом случае мы именно обеспечиваем качество, своевременно предпринимаем какие-то меры для того, чтобы качество разработки ПО повысилось.

А вот «контроль качества» - Quality Control, можно считать в широком смысле синонимом для термина «тестирование», потому что контроль качества это и есть предоставление обратной связи в самых разных ее разновидностях, на самых разных этапах программного проекта.

Иногда тестирование подразумевается как некоторая отдельная форма контроля качества.

Путаница приходит из истории развития тестирования. В разное время под термином «тестирование» подразумевались различные действия, которые можно разделить на 2 больших класса: внешние и внутренние.

Внешние определения

Определения, которые в разное время дали Майерс, Бейзер, Канер, описывают тестирование как раз с точки зрения его ВНЕШНЕЙ значимости. То есть, с их точки зрения, тестирование - это деятельность, которая предназначена ДЛЯ чего-то, а не состоит из чего-то. Все три этих определения можно обобщить как предоставление отрицательной обратной связи.

Внутренние определения

Это определения, которые приведены в стандарт терминологии, используемой в программной инженерии, например, в стандарт де-факто, который называется SWEBOK.

Такие определения конструктивно объясняют, ЧТО представляет из себя деятельность по тестированию, но не дают ни малейшего представления о том, ДЛЯ ЧЕГО нужно тестирование, для чего потом будут использоваться все полученные результаты проверки соответствия между реальным поведением программы и ее ожидаемым поведением.

тестирование - это

  • проверка соответствия программы требованиям,
  • осуществляемая путем наблюдения за ее работой
  • в специальных, искусственно созданных ситуациях, выбранных определенным образом.
Отсюда и далее будем считать это рабочим определением «тестирования».

Общая схема тестирования примерно следующая:

  1. Тестировщик на входе получает программу и/или требования.
  2. Он с ними что-то делает, наблюдает за работой программы в определенных, искуственно созданных им ситуациях.
  3. На выходе он получает информацию о соответствиях и несоответствиях.
  4. Далее эта информация используется для того, чтобы улучшить уже существующую программу. Либо для того, чтобы изменить требования к еще только разрабатываемой программе.

Что такое тест

  • Это специальная, искусственно созданная ситуация, выбранная определенным образом,
  • и описание того, какие наблюдения за работой программы нужно сделать
  • для проверки ее соответствия некоторому требованию.
Не нужно считать, что ситуация – это нечто одномоментное. Тест может быть достаточно длинным, например, при тестировании производительности вот эта искусственно созданная ситуация это может быть продолжающаяся в течение достаточно продолжительного времени нагрузка на систему. А наблюдения, которые нужно при этом делать, это набор различных графиков или метрик, которые мы измеряем в процессе выполнения этого теста.

Разработчик тестов занимается тем, что он из огромного потенциально бесконечного набора тестов выбирает некоторый ограниченный набор.

Ну и таким образом мы можем заключить, что тестировщик делает в процессе тестирования две вещи.

1.Во-первых, он управляет выполнением программы и создает эти самые искусственные ситуации, в которых мы собираемся проверять поведение программы.

2.И, во-вторых, он наблюдает за поведением программы и сравнивает то, что он видит с тем, что ожидается.

Если тестировщик автоматизирует тесты, то он не сам наблюдает за поведением программы - он делегирует эту задачу специальному инструменту или специальной программе, которую он сам написал. Именно она наблюдает, она сравнивает наблюдаемое поведение с ожидаемым, а тестировщику выдает только некоторый конечный результат - совпадает ли наблюдаемое поведение с ожидаемым, или не совпадает.

Любая программа представляет собой механизм по переработке информации. На вход поступает информация в каком-то одном виде, на выходе информация в некотором другом виде. При этом входов и выходов у программы может быть много, они могут быть разными, то есть у программы может быть несколько разных интерфейсов, и эти интерфейсы могут иметь разные виды:

  • Пользовательский интерфейс (UI)
  • Программный интерфейс (API)
  • Сетевой протокол
  • Файловая система
  • Состояние окружения
  • События
Наиболее распространенные интерфейсы это
  • пользовательский,
  • графический,
  • текстовый,
  • консольный,
  • и речевой.
Используя все эти интерфейсы, тестировщик:
  • каким-то образом создает искусственные ситуации,
  • и проверяет в этих ситуациях как программа себя ведет.

Вот это и есть тестирование.

Другие классификации видов тестирования

Чаще всего используется разбиение на три уровня, это
  1. модульное тестирование,
  2. интеграционное тестирование,
  3. системное тестирование.
Под модульным тестированием обычно подразумевается тестирование на достаточно низком уровне, то есть тестирование отдельных операций, методов, функций.

Под системным тестированием подразумевается тестирование на уровне пользовательского интерфейса.

Иногда используются также некоторые другие термины, такие, как «компонентное тестирование», но я предпочитаю выделять именно эти три, по причине того, что технологическое разделение на модульное и системное тестирование не имеет большого смысла. На разных уровнях могут использоваться одни и те же инструменты, одни и те же техники. Разделение условно.

Практика показывает, что инструменты, которые позиционируются производителем как инструменты модульного тестирования, с равным успехом могут применяться и на уровне тестирования всего приложения в целом.

А инструменты, которые тестируют все приложение в целом на уровне пользовательского интерфейса иногда хотят заглядывать, например, в базу данных или вызывать там какую-то отдельную хранимую процедуру.

То есть разделение на системное и модульное тестирование вообще говоря чисто условное, если говорить с технической точки зрения.

Используются одни и те же инструменты, и это нормально, используются одни и те же техники, на каждом уровне можно говорить о тестировании различного вида.

Комбинируем:

То есть, можно говорить о модульном тестировании функциональности.

Можно говорить о системном тестировании функциональности.

Можно говорить о модульном тестировании, например, эффективности.

Можно говорить о системном тестировании эффективности.

Либо мы рассматриваем эффективность какого-то отдельно взятого алгоритма, либо мы рассматриваем эффективность всей системы в целом. То есть технологическое разделение на модульное и системное тестирование не имеет большого смысла. Потому что на разных уровнях могут использоваться одни и те же инструменты, одни и те же техники.

Наконец, при интеграционном тестировании мы проверяем, если в рамках какой-то системы модули взаимодействуют друг с другом корректно. То есть, мы фактически выполняем те же самые тесты, что и при системном тестировании, только еще дополнительно обращаем внимание на то, как именно модули взаимодействуют между собой. Выполняем некоторые дополнительные проверки. Это единственная разница.

Давайте еще раз попытаемся понять разницу между системным и модульным тестированием. Поскольку такое разделение встречается достаточно часто, эта разница должна быть.

И разница эта проявляется тогда, когда мы выполняем не технологическую классификацию, а классификацию по целям тестирования.

Классификацию по целям удобно выполнять с использованием «магического квадрата», который был изначально придуман Брайаном Мариком и потом улучшен Эри Тенненом.

В этом магическом квадрате все виды тестирования располагаются по четырем квадрантам в зависимости от того, чему в этих тестах больше уделяется внимания.

По вертикали - чем выше располагается вид тестирования, тем больше внимания уделяется некоторым внешним проявлениям поведения программы, чем ниже он находится, тем больше мы внимания уделяем ее внутреннему технологическому устройству программы.

По горизонтали - чем левее находятся наши тесты, тем больше внимания мы уделяем их программированию, чем правее они находятся, тем больше внимания мы уделяем ручному тестированию и исследованию программы человеком.

В частности, в этот квадрат можно легко вписать такие термины как приемочное тестирование, Acceptance Testing, модульное тестирование именно в том понимании, в котором оно чаще всего употребляется в литературе. Это низкоуровневое тестирование с большой, с подавляющей долей программирования. То есть это все тесты программируются, полностью автоматически выполняются и внимание уделяется в первую очередь именно внутреннему устройству программы, именно ее технологическим особенностям.

В правом верхнем углу у нас окажутся ручные тесты, нацеленные на внешнее какое-то поведение программы, в частности, тестирование удобства использования, а в правом нижнем углу у нас, скорее всего, окажутся проверки разных нефункциональных свойств: производительности, защищенности и так далее.

Так вот, исходя из классификации по целям, модульное тестирование у нас оказывается в левом нижнем квадранте, а все остальные квадранты - это системное тестирование.

Спасибо за внимание.

Если в наших предыдущих статьях, мы попытались ответить на вопрос «Зачем необходимо тестирование?», то в этой мы попытаемся ответить на вопрос «Как его правильно проводить?». Если не делать тестирование сотрудников, существует большая вероятность, что вы просто потратите время и ресурсы впустую, не получив никакой ценной информации. Или ещё хуже, получите недостоверную информацию, на основе которой примете неверное решение. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо соблюдать ряд правил, с которыми в этой статье мы вас ознакомим.

Необходимость в специалисте

Организовывать и проводить должен специалист с соответствующей квалификацией и опытом – профессиональный психолог-психодиагност. Конечно, есть соблазн обойтись без него, поскольку его работа стоит определённых денег. А очень многие тесты есть в свободном бесплатном доступе, причём онлайн, которые сразу генерируют результат, а некоторые даже рекомендации. Но не поддавайтесь соблазну и не пытайтесь сэкономить – лучше доверьтесь опыту и экспертному мнению специалиста.

  • Во-первых, качество тестов в свободном доступе, как правило, оставляет желать лучшего. Диапазон брака очень широк: от элементарных орфографических и синтаксических ошибок в вопросах до серьёзных ошибок в алгоритмах обработки и вопиющих «багов» в выводе результатов. И всего этого брака неспециалисту попросту не видно!
  • Во-вторых, специалист поможет вам определиться и выбрать из всего многообразия именно те психологические компетенции качества, измерение которых действительно необходимо для решения тех или иных управленческих задач. Ну и, соответственно, поможет подобрать для измерения этих компетенций качественные диагностические инструменты.
  • В-третьих, специалист тщательно и детально разъяснит Вам полученные результаты. Что они означают, а чего не означают? Чего с ними можно делать, а чего делать нельзя – какие управленческие решения можно принимать на их основании, а какие нет.

Необходимость в обратной связи

Обязательно необходима обратная связь сотрудникам – они должны знать свои результаты тестирования! Процесс тестирования для них должен быть интересен! Если вы, конечно, хотите, чтобы ваши сотрудники были вовлечены в процесс, чтобы у них была мотивация для тестирования, которая давала бы возможность проводить его по необходимости многократно. Как правило, по результатам тестирования генерируется 2 типа отчёта: развёрнутый – для руководителя-заказчика и короткий ознакомительный – для самих сотрудников, прошедших тестирование. Но ни в коем случае не надо «вывешивать» эти результаты на всеобщее обозрение! Каждый сотрудник должен получить свой результат приватно, и сам примет решение, хочет ли он ознакомить с ним своих коллег или нет.

Необходимость разъяснительной работы

Точность и надёжность результатов тестирования достаточно сильно зависит от доброй воли и мотивации самих сотрудников. Особенно это касается ситуаций, когда используются личностные опросники. Поэтому тестирование сотрудников необходимо предварять определённой разъяснительной работой.

  • Во-первых, служебное распоряжение о проведении тестирования по форме должно быть просьбой о сотрудничестве. « Не требуем, но просим»
  • Во вторых, эту просьбу желательно озвучить на общем собрании, сопроводив её понятным и убедительным и разъяснением производственной необходимости процедуры тестирования. «Для чего это делается?» «Зачем это нужно?» «Как это поможет сделать Компанию лучше?»
  • В третьих, поскольку большинство сотрудников, как правило, весьма настороженно отнесётся к тестированию, необходимо их успокоить. «Никто не пострадает!» «Никто не будет уволен или понижен в должности!» «Доступ к результатам будет иметь только руководитель»
  • В четвёртых, необходимо апеллировать к доброй воли сотрудников и подчёркивать, что их небольшой личный вклад в форме искренних ответов и добросовестного прохождения теста реально поможет сделать работу Компании лучше.